top of page
Фото автораВладимир Жиров

Поиск клада. Сокрытые клады российских развалин.

Мародерство с целью быстрой наживы или изучение истории родного края и желание сохранить «вечность»? Мы отправляемся на поиски заброшенных домов.


Люди вынуждены были оставлять свои дома по разным причинам: войны, революции, репрессии – российская история богата на всевозможные катаклизмы.




В основной массе брошенные дома расположены в небольших деревеньках, а вот архитектурные здания XVIII - XX века – в крупных городах, в числе которых Москва и Питер. Тем не менее, нехоженых мест среди исторически значимых объектов практически не осталось, потому в нашем материале речь пойдет исключительно о ранее жилых домах.


Узнать историю семьи, уклад жизни людей прошлых столетий, прикоснуться к редким, ранее – любимым вещам своих хозяев – вот наша основная цель.


Расскажем, как ищут клады бывалые и что для этого нужно.


Но именно сейчас хотелось бы привести цитату одного из сталкеров – бывшего москвича, ныне живущего в Питере – Георгия: «Мы любители истории нашего города, а не грабители или разрушители. Главное для нас — это дух истории, мы хотим к ней прикоснуться. Ничего из найденного не продаю — родиной не торгую.»


Прочитать полное интервью можно здесь.


В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ ЗАБРОШЕННЫХ ДОМОВ?


Ветхая избушка или постройка в 2 этажа – настоящий склад антиквариата, при виде которого у многих начинающих перехватывает дух и будоражит воображение. Если за всем этим еще стоит интересная история, со своими тайнами, призраками – становится немного жутко, но любопытство одолевает.


Кладоискатели готовы почти к любым подвигам и рискам, чтобы отыскать сокровище среди руин: кухонную утварь, игрушки, остатки старых газет, документы и письма, ордена, монеты, украшения, и даже раритетную мебель.


Ничего необычного - просто килограмм золотых монет, возрастом 1100 лет. Найдены в Израиле

Через сотни лет эти вещи порой оценивают в несколько миллионов рублей, и многое из найденного – вывезено за пределы России. На наш взгляд ценность стариной вещи – невозможно определить денежным эквивалентом. За ними – история, порой трагичная.


Каждый из нас делает собственные выводы, и каждый живет согласно своим ценностям и убеждениям. По сути, все кладоискатели разделились на два фронта: ценители истории и желающие заработать на своем хобби. И те, и другие используют в поиске одни инструменты.


ЗАБРОШЕННЫЕ ДОМА: ПОИСК КЛАДА


Первое, что понадобится – металлоискатель. Но здесь – свои особенности. Обычный штатный не совсем подходит во время поиска на чердаке. Часто потолок старинных домов строили очень низко от пола – со стандартным металлоискателем будет непросто расположиться. Приходится искать оптимальные варианты: снять с инструмента одно колено штанги (чтобы укоротить по длине), вовсе обходиться без штанги (когда блок управления и катушка ничем не зафиксированы) или пользоваться мощным пинпоинтером.


Пинпоинтер – высокоточный металлоискатель для узких мест. Многие модели снабжены защитой от влаги (если устройство используется в воде, нужен другой тип инструмента).

Средняя стоимость – 8000 р.



Далее понадобятся:

  • Фонарик (мощный туристический и налобный) – в заброшенках порой бывает очень темно;

  • Совочек и саперная лопатка – для поиска в чердачной посыпке;

  • Гвоздодер – для снятия пола;

  • Перчатки (прочные 2 пары) – легко рвутся, нужно менять;

  • Обувь с прочной подошвой – для защиты ног от ржавых гвоздей, стекла;

  • Спецодежда – закрыть все части тела;

  • Респиратор – для защиты дыхательных путей от пыли;

  • Аптечка – с необходимыми лекарствами первой помощи.

Старые дома – далеко не безопасные места, среди горы мусора легко наступить на ржавые гвозди, поцарапаться или порезаться о торчащие в дверях прутья. Правильное снаряжение поможет избежать возможных неприятностей.


Для поиска заброшенного дома используют старые карты СССР, у бывалых существуют и свои ориентиры. Например, если среди лесной чащи встречаются заросли яблони, алычи или абрикос, значит некогда на этом месте жили люди.




Если карты нет, многие просто едут в старые села, и на месте осматривают запустевшие дома. Чтобы не нарваться на неприятности в лице полиции, сталкеры делают вылазки ночью. Некоторые из них – договариваются с местными (если деревня жилая) о том, что будут исследовать опустевшие здания. Обычно преград не возникает.


Как правило, местные боятся посещать ветхие избушки – здания для них не представляют интереса. Но чтобы не судачили, иногда приходится заплатить: денежкой или жидкой валютой.


ГДЕ ИСКАТЬ?


Обследование дома начинают снаружи. Металлоискателем прозванивают углы дома. По старинной традиции в них при строительстве закладывали монеты.



У раритетной мебели из массива еще остались шансы увидеть свет

Пройдясь по периметру дома, можно обнаружить клад под полом. Если ранее избу посещали другие кладоискатели, доски будут сняты. Порой бывает, что и после 2-3 групп сталкеров удается найти что-то ценное.


Проверяют косяки входной двери, оконные рамы и подоконники (часто под ними находятся монеты). Особый интерес – к печке – в прошлом столетии в ней делали «закладухи» - семейный скарб на черный день.


Найдя вход в подвал, поиски продолжаются – монет, как правило, в подполье не бывает, а вот найти бутылку столетнего вина – удавалось нескольким бывалым.




Чердак – особое место для искателей. Ценными находками этого места становятся стародавние прялки, абажуры, документы, фотографии, иконы. Прежде чем подниматься на чердак, нужно проверить состояние балок: прогнившие доски могут не выдержать и рухнуть.



Поиск клада - занятие не для белых воротничков. Грязь, пыль - обычные будни сталкера

Искатели – не брезгливые люди, к тому же – надежно экипированные. Осматривают все углы, просеивают горы мусора (вспомним о респираторе).




Русская печка согревала зимой большую семью, а осенью - на ней сушили травы для чая. Интересно, что скрывает эта? Кажется, еще немного и можно будет достать горшочек каши


Без внимания не остаются и хозяйственные постройки – на сеновале, свинарнике и даже в колодце тоже частенько прятали клады. Покидая в срочности свои дома, люди надеялись вернуться, но за годы жизни, их детей, внуков и правнуков дома разрушались, и ценности уже не представляли. Интереса для государства такие дома тоже не представляют, да и снести их согласно законодательству не всегда возможно – на некоторые распространяется наследственное право. Однако наследников не удается сыскать. От других же, расположенных на месте бывших деревень, остались одни руины – теперь среди зарослей дикоросов.


ЧТО ИСКАТЬ?



Кольца. монеты, серьги, кресты - находки с разной степенью сохранности

Кроме монет, ювелирных украшений, орденов, часов и пр., особую ценность для людей, интересующихся историей, представляют предметы быта: фарфоровые статуэтки, подстаканники, самовары, мебель. Это как своеобразный привет из прошлого – вычистив, натерев старинный самовар, смотреть на него и представлять, как какая-то купчиха 200 лет назад потчевала из него чаем приезжих.



Серебрянный самовар из знаменитого клада Нарышкиных, общая сумма которого оценивается в 190 млн. р.

Старинные монеты, кресты, наперстки и пуговицы - частая находка в заброшенных домах

И все же – искать клады в заброшенных домах – это мародерство или желание познать и сохранить частичку прошлого?

Нет белого либо черного – в мире полно оттенков.


Многие из кладоискателей ходят на копы с камерой, снимая не сколько найденное, сколько архитектурные красоты бывших жилых зданий. Смесь эмоций во время увиденного не сравнить ни с чем: горечь за то, что прошлое с его таинственными, трагическими событиями – не сохранить, не передать потомкам и восхищение – когда что-то да удается отыскать и дать вторую жизнь.



Один из брошенных домов конца XIX в деревне Кучепалда Архангельской области

Пройдет всего несколько лет и полуразрушенное здание, не нужное ни государству, ни людям, похоронит под собой тайны прошлых владельцев. Посещая подобные места, сталкеры дают надежду отдельным предметам увидеть мир.



Раритетные вещицы хранятся в музеях и открыты для культурного просвещения граждан или украшают дубовые книжные полки богатых домов современников. В любом случае это лучше, чем быть погребенными под горой мусора.


С другой стороны – разбираясь в том, насколько поиск клада – честный род занятий, невольно приходит сравнение с геологическими раскопками – законодательно защищенными и культурно значимыми исследованиями. Неужели для того, чтобы находить и восхищаться старинными предметами, они должны быть заложены почвенным грунтом на глубину несколько метров. У нас сегодня есть все необходимые технологии, чтобы найти и сохранить хотя бы то, что лежит на поверхности. Глупо было бы поступить иначе.

168 просмотров0 комментариев

コメント


bottom of page